Важная роль отводилась в традиционной культуре поясу — это своего рода аналог полотенца, выполняющий во многих обрядовых и бытовых ситуациях равнозначную символическую функцию. В силу этого именно пояс оказался наиболее устойчивым элементом традиционной народной одежды уральцев и в начале XX столетия бытовал уже в комплексе с городским по происхождению костюмом.
Пояса бывали различными по технике изготовления. Орнамент браных традиционных поясов аналогичен узорам старинных полотенец, это в большинстве случаев все те же композиции из гребенчатых ромбов и косых крестов; в более поздних вещах — комбинации из треугольников, квадратов, «шашечных» ромбов.
* * *
Пояса, кушаки, опояски изготавливали разными техниками: ткали, плели на вилке с использованием коклюшек (полутканье, косое переплетение нитей), вязали на бутылке. На Урале были распространены следующие техники ткачества поясов: на ниту, на кроснах, на бердечке (пояса, выполненные в этих техниках, имеют вид браного ткачества), на топках или на дощечках (пояса, выполненные в этой технике, имеют вид лицевых петель при вязании). По причине того что пояса по сравнению с другими элементами одежды имели большее значение в различных обрядах, их сохранилось и дошло до нашего времени великое множество и они богато украшены узорами. В деревнях Пермской области некоторые пожилые женщины ткут пояса до сих пор.
В орнаментах нитовых поясов использованы ромбы, ромбы с продленными концами, гребенки, треугольники («шашечки»), копытца, рыбки, гуськи. Пояса с такими мотивами носили и мужчины и женщины. Женские пояса были уже мужских. Информации о том, какие мотивы узоров следует носить мужчинам, а какие женщинам, немного, такие сведения обычно расплывчаты и в разных населенных пунктах различны.
Орнаменты поясов, вытканных на дощечках — на топках, — обусловлены техникой изготовления: рисунки состоят из продольных, поперечных, косых полосок, при более сложных поворотах дощечек получаются стрелочки (громовые стрелы), треугольники, фигурки человека и различных животных.
Очень часто нитовые пояса и пояса на дощечках ткали с буквенным орнаментом, с молитвами, с пожеланиями.
Кроме этого, в конце XIX — начале XX века пояса, сшитые из кумача или другого однотонного сатина, вышивали крестиком разноцветными нитками. Такие пояса называли "шитиками", их носили девушки и молодые женщины.
Женский пояс - "шитик". Cело Деево Алапаевского района Свердловской области.
Из книги «Традиционный орнамент Текстиль»
О.Б. Ворончихина, Е.В. Пестерев