В культуре любого народа есть черты, определяющие ее своеобразие, являющиеся как бы «паспортом» культуры, ее исторического пути, межкультурных и межэтнических связей. Во многих культурах в этой роли выступает традиционный народный орнамент, который в большей мере, чем какой-либо другой компонент духовной и материальной кульуры, насыщен закодированной в знаках и мотивах узоров информацией об истоках культуры народа, ее развитии во времени. Традиционный орнамент — это образное выражение эстетических критериев, характерных для того или иного народа, глубинной «философии искусства» этноса. Насколько разнятся у различных народов понятия о мере и красоте, настолько, как правило, различаются и их наиболеее характерные орнаменты, являющиеся своего рода символической «формулой» этих представлений. Именно с этой точки зрения народный орнамент давно привлекает внимание ученых, исследователей и художников. Русский народный орнамент представляет для этого исключительно благодатный материал. Огромное многообразие техник, мотивов, различных местных вариантов русского народного орнамента — это как огромная книга, в которой внимательный читатель найдет для себя немало интересных подробностей, многое объясняющих во внутренней логике и принципах развития культуры нашего народа.
Тема орнамента в традиционной крестьянской культуре достаточно обширна и многообразна. Данный сборник посвящен орнаментам на текстиле — на крестьянской одежде и домашней текстильной утвари, — зафиксированным на Среднем Урале в XIX-XX вв.
До середины XIX века одежду и полотняные предметы утвари изготавливали из тканей домашней выделки. Нитки для этого получали из натуральных волокон — льна, конопли, шерсти. Ткани, как и нитки для вышивания, красили в домашних условиях природными красителями, которые были не очень яркими. Процесс изготовления тканей, узорного ткачества, вышивки был довольно трудоемким, но создание одежды и утвари имело глубокий жизненный смысл, эстетику и обрядовое значение. При этом мастера хранили навыки, умения и знания, дошедшие от предков, у народа сохранялась его целостность как этноса.
Во второй половине XIX века, а в глухих деревнях Урала еще позднее, общий вид праздничной одежды, бытового текстиля качественно меняется. В обиходе богатых семей появились шелковые, атласные, кашемировые, шифоновые, батистовые и другие фабричные ткани. Из них шили рубахи, сарафаны, шугаи, душегреи, фартуки, головные уборы. Одежду стали украшать фабричными золотыми и серебряными позументами, золотной вышивкой. Крестьяне с небольшим достатком также начали использовать для пошива одежды покупные ткани — ситец, сатин, сукно, а для ткачества и вышивки хлопчатобумажные и гарусные нитки. Купленные на ярмарках шелковые, репсовые, шерстяные, набивные ивановские и павловские платки, плетеные на коклюшках файшонки повсеместно входили в обиход у всех слоев населения, постепенно вытесняя старинные головные уборы.
Праздничная одежда стала более яркой и многоцветной. Браное ткачество, как и более старые техники вышивки — перевить, роспись, набор, счетная гладь, постепенно исчезает. Им на смену приходит и широко распространяется вышивка крестом и болгарским крестом, тамбуром. Часто вышивку заменяют тесьмой, разноцветными полосками ткани, таким образом упрощая себе работу. Несмотря на сохранение кроя одежды и принципов ее оформления, теряются ремесленные навыки и знания, изменяется эстетическое восприятие и обрядовое значение орнамента, вышивки.
Из книги «Традиционный орнамент Текстиль»
О.Б. Ворончихина, Е.В. Пестерев