Художественной гладью можно вышивать не только орнаменты, но и небольшие пейзажи, картины, портреты.
При этой вышивке несколько тонов одного цвета постепенно переходят один в другой.
Растительные узоры, выполненные художественной гладью, требуют большой палитры цветов нитей для изображения цветков, листьев, бутонов и т. д.
Тональный подбор нитей дает возможность вышить цветок или листок двумя-тремя тонами одного цвета ниток: от светлого оттенка к более темному и, наоборот, от темного оттенка к светлому.
Чтобы не было резкой границы перехода от тона к тону, например от светло-розового к розовому и темно-розовому, стежки глади делают разной длины (рис. а). Если цветок надо вышить тремя тонами цвета, то длину лепестка делят на три равные части и каждый из трех тонов ниток как бы вшивают в другой. Достигают этого, делая стежки глади разной длины (рис. б). Если гладь выполнена правильно, то левая и правая стороны работы будут одинаковыми.
В художественной глади огромное значение имеет направление стежка: его изменение влечет за собой изменение оттенка даже в одноцветной вышивке. Вышивальщица должна умело использовать это свойство при вышивке гладью.
Начинающей вышивальщице не следует сразу браться за сложный узор. Пробовать свои силы надо на простых формах — листьях, лепестках, а затем переходить к небольшим композициям.
Первые изделия дают возможность проверить правильность направления стежка и подбора ниток, а накопив опыт, можно переходить к сложным узорам, большим композициям.
Цвета и оттенки ниток подбирают близкими к натуральным, характерным для данного предмета. Не рекомендуется брать необычные цвета, сильно увеличенные (больше натуральных) предметы и формы, чтобы не создалось впечатление, что вы не сумели подобрать нужный цвет, а сходство испортили при вышивании.
Не следует увлекаться большим набором переходов цвета, достаточно взять три: основной (средний), темнее и светлее.
Основным (средним) цветом вышивают почти всю деталь, менее плотно в местах затемненных и светлых. Темным цветом выделяют просветы в местах углубления, округлость формы и затененные участки. Светлым цветом заполняют выпуклые места, отвороты. На блестящих предметах делают блик — несколько стежков очень светлым цветом (белым), их следует делать не строго посередине, а несколько сместив в сторону, что придаст живость узору.
Часто в вышивке приходится применять даже в одном узоре все виды глади и украшающих швов. Вышивать надо тем способом, который лучше передает форму предмета. Край предмета должен быть рельефный, поэтому его выполняют двусторонней гладью с настилом, а остальную часть можно делать без настила односторонней гладью. Обычно сама форма предмета подсказывает направление стежков.
При вышивке необходимо строго придерживаться линии рисунка как стежком, так и цветом, помнить о форме и месте предмета среди других предметов и в пространстве.
Предметы первого плана должны иметь более четкий контур, яркий цвет. На дальнем плане предметы теряют четкость, яркость формы и цвета (например, лес вдали не зеленый, а голубовато-сероватый, сиреневый). Такие более бледные предметы не будут бросаться в глаза (вылезать из картины), от этого выигрывают предметы первого плана. Вышивать первыми следует детали, которые лежат под чем-то, и не делать просветов между ними.
Листья обычно вышивают, укладывая стежки к средней жилке, только в ленточных — вдоль листа, а в круглых — к центру.
Лепестки вышивают стежками к центру цветка, изменяя их направление в поворотах, мысленно расправляя лепесток. Кроме направления стежков на форму лепестка влияет цвет: выпуклые места предмета имеют более светлый цвет, чем удаленные или затемненные другими предметами.