Вышивальщице приходится не только уменьшать или увеличивать рисунок, но и составлять его в соответствии с задуманным размером и формой изделия. При составлении рисунка нужно соблюдать пропорциональное соотношение отдельных частей композиции.
Столетиями отрабатывались традиционное расположение и соотношение частей узора, их единство с кроем одежды и обуви, размещение орнаментальных композиций, подчеркивающих формы человеческой фигуры или украшаемых предметов. Орнаментальные мотивы, располагаясь по всей поверхности изделия или какой-то его части (середине, углах, краях) не только украшали, но и подчеркивали его форму и размеры. Они состоят из широких и узких, продольных и поперечных, косых и диагональных полос, отдельно разбросанных фигур-раскидок, волнистых и зубчатых краев и т.п.
Современные варианты расположения орнаментов на том или другом изделии зависят от его назначения, размеров и формы, вкуса и чувства меры вышивальщицы, ее знания традиций и фантазии. Компонуя узор, всегда необходимо выделить его центральную часть.
Рисунки для вышивки принято разделять на рисунки свободного контура и специальные. По рисункам свободного контура выполняются украшающие швы, ришелье, вышивка бисером, стеклярусом, аппликация, а также все виды глади, кроме счетной. Вышивка счетной гладью, крестом, строчевые гипюры, белая строчевая вышивка выполняются по специальным рисункам, которые ограничены строго определенными рамками клетки или длиной стежка.
Для вышивания используют готовые узоры из альбомов или переснятые с вышитых изделий. Но народная вышивка, доставшаяся нам в наследие, не является эталоном для слепого копирования. Она — источник вдохновения и художественного мышления, способ постижения законов пропорции и цветовой гармонии, сочетания различных техник и композиционных решений.
Познакомившись с коллекциями старинных вышивок, можно перейти к самостоятельному созданию новых мотивов и орнаментов. Сначала необходимо произвести разбор узора — узнать, из каких элементов он состоит и как они сочетаются между собой, как можно его изменить, упростить или усложнить.
Для работы используют формы узорного мотива разных размеров, вырезанные из бумаги в нескольких экземплярах. На полосе бумаги нужной ширины откладывают длину фигуры, сгибают бумагу гармошкой и вырезают необходимый мотив. Затем готовые формы укладывают на столе или листе бумаги в том или другом порядке, раздвигая, сближая, перемещая их для создания раппортов новых узоров.
Рисунок полосы будет хорош при ритмичном повторении 2—3 деталей (листья, цветы, плоды). Составлению угла помогает зеркало, поставленное перпендикулярно плоскости рисунка. Угол берут любой, соответственно форме изделия, и выбирают наилучший вариант отражения. Линия пересечения рисунка зеркалом и есть половина угла, которая отмечается карандашом. Вторую половину угла получают при помощи копировальной бумаги или трафарета.