В зависимости от цвета ткани и фактуры, техники вышивания, характера и размещения рисунка на изделии существует несколько способов его нанесения (перевода) на ткань.
Самый простой способ перевода рисунка на ткань — при помощи копировальной бумаги. На выглаженную ткань к местам будущей вышивки накладываем бумагу (желательно цветную — желтую, красную, зеленую, она меньше пачкает вышивальные нитки) пастой на ткань. Остро отточенным карандашом аккуратно обводим контуры свободного рисунка. Контуры геометрического орнамента обводим с помощью линейки или ставим точки в углах каждого крестика.
Способы перевода рисунков на ткань: а, б — с помощью копировальной бумаги; в — методом «припорох»
На тонкие, прозрачные ткани узор можно перенести с помощью стекла, под которым стоит лампа. Для этого на стекло кладут узор, а сверху ткань и скрепляют их булавками. Включают свет и обводят контуры рисунка мягким острым карандашом.
На темные, блестящие и ворсовые ткани рисунок переводят с помощью прозрачной бумаги (папиросной, кальки, целлофана). Рисунок, переведенный на бумагу, накладывается на ткань и прошивается по контуру рисунка частыми стежками шва «вперед иголку» или обстрачивается швейной машиной. Бумага срезается, а по окончании вышивки нитки наметки выдергиваются.
Перевод рисунка «припорохом» на бумагу, полотно, шелк, бархат, сукно выполняется с помощью трафаретов-сколков, изготовленных следующим образом. На стол, застланный мягкой подстилкой (одеялом или тканью, сложенными в несколько раз), кладется лист бумаги с нанесенным рисунком. Под него подкладывается бумага или калька, и все прикрепляется к подстилке. Затем тонкой или более толстой, если сколок предназначен для плотных тканей, иглой или шилом по контуру рисунка, на расстоянии 2—3 мм, делаются проколы. Готовый трафарет протирают с обратной стороны наждачной бумагой, уничтожая выпуклости контура, и прикрепляют на поверхность ткани, предназначенной для вышивания. Контур рисунка наносится с помощью ватного тампона, смоченного смесью машинного масла и зубного порошка для темных тканей или смесью машинного масла и синьки для светлых тканей. Смесь проходит через проколы, оставляя отпечатки контура рисунка. По консистенции смесь должна напоминать сметану.