www.tambour.ru - сайт о вышивке

...главная

 


основы вышивания | декоративные швы | счетные швы | вышивание крестом | гладь | аппликация | машинная вышивка | галерея образцов и схем | вышиванки и рушники


основы вышивания. уральская вышивка

полотенца праздничные, обрядовые и повседневные

Вряд ли в прошлом какое-либо значимое событие в жизни человека от рождения до смерти проходило без участия полотенец.

Для наших предков полотенце было не просто утилитарным, бытовым предметом, а являлось вещью обрядовой, непременным атрибутом семейных и общественных ритуалов. Такое отношение к полотенцу было не случайным: с древности за ним закрепилось значение оберега, полотенце стало символом добрых сил, светлого начала. Обязательно вешали полотенце в красный угол на икону, главным украшением в праздничные дни были нарядные рушники, развешанные по стенам. Полотенце надевали на основных участников свадьбы — дружку, «больших бояр»; полотенце своей работы дарила новой родне невеста — это было своего рода обрядом, обозначающим ее вхождение в новый дом. Древние представления о связи полотенец с миром предков обусловили их важную роль и в похоронно-поминальной обрядности — эта традиция сохранилась у уральского населения до сих пор.

Именно ответственной ритуальной ролью полотенец объясняется сохранение в узорах обрядовых рушников орнаментальных композиций и мотивов, дошедших до нас без изменения в течение многих веков. Мифологический смысл и значение древних орнаментов, конечно, забывались со временем, но сами узоры передавались из поколения в поколение как драгоценное наследство. Отношение к орнаменту как к охранительной, целительной силе сохранилось местами до наших дней — в некоторых русских селах Алтая браными узорными концами полотенец принято обтирать детей с кожными заболеваниями.

Даже в некоторых горнозаводских районах Урала, где население не было уже напрямую связано с крестьянской, аграрной культурой — не занималось сельским хозяйством, домашним изготовлением тканей, — многие семьи сеяли лен, чтобы иметь возможность изготовить обрядовое «браное» полотенце, полностью сохранив древнюю технологию (Кушвинский район Свердловской области).

Полотенца (праздничные, свадебные, похоронные, глухие) в традиционной крестьянской культуре играли более важную роль в обрядах по сравнению с другими предметами бытовой утвари, поэтому к их орнаментированию относились с пристрастием и передавали полотенца из поколения в поколение. В музеях встречаются очень старые образцы вышитых и тканых полотенец.

Полотенца изготавливали в технике браного, ажурного, многоремизного, закладного ткачества, вышивали набором, счетной гладью, крестиком, болгарским крестом, тамбуром, стебельчатым швом, гладью. Одной из самых ранних и трудоемких техник является вышивка по перевити.

У обрядового полотенца середину полотна оставляли белой, на краях выполняли вышивку и к концам полотна пришивали кружево (вязаное крючком, плетеное на коклюшках или фабричное) или ажурно вытканные полосы или делали кисти — таким образом возникал самый распространенный вариант трехчастного разбиения пространства полотна. Встречается и более сложный порядок расположения орнаментов: вышивка, кружево (прошва), вышивка (возможно по кумачу), кружево или кисти. В этнографии существует гипотеза, что до середины XIX века концы полотенец оформляли не кружевом, связанным крючком, а вышивкой по перевити, орнаменты которой часто имитирует крючочное кружево. Традиционными мотивами вышивки для обрядовых полотенец были птицы-павы у древа жизни, птицы, идущие друг за другом, ромбы и другие. В зависимости от мотивов орнаментов вышивки и кружева полотенца использовали в свадебном, похоронном или в календарных обрядах. Богато украшали полотенце для иконы в красном углу. Перед тем как вышивать такое полотенце, два конца полотна часто сшивали вдоль одной стороны на высоту вышивки. Затем, не прерывая раппорт в месте шва, выполняли вышивку от одного до другого края получившегося полотна и пришивали кружево на всю ширину сдвоенных концов. Такое полотенце называлось глухим. Его вешали на зеркало или на раму с фотографиями.

В конце XIX — начале XX века распространились натуралистичные вышивки крупных цветов, букетов, вазонов, сюжетные вышивки. Эти мотивы женщины находили на обертках мыла, одеколонов и другой парфюмерии, которые разрабатывались целым штатом художников на фабрике промышленника Брокара. Мастерица вносила в сюжет и свои мотивы, которые встречались на старинных изделиях.

Повседневные полотенца — для вытирания рук (рукотерники), для накрывания квашни (наквашенники), для накрывания ведра с молоком (накоровенники) — также украшали, но символике их орнаментов придавали меньше значения. Такие полотенца были пестрыми — в клетку, в полоску, — к ним могли пришить полоску кумача с вышивкой, небольшие кружева или по некрашеному льну сделать неширокую вышивку красными и чёрными нитками.

Полотенце - www.tambour.ru

Полотенце. Свердловская область.

Из книги «Традиционный орнамент Текстиль»
О.Б. Ворончихина, Е.В. Пестерев

новинки на сайте


Строчевая вышивка

Виды строчевых швов

... cчетные швы

Владимирская гладь

... вышивание гладью


Вышиванка с орнаментом Ромбы  - www.tambour.ru

Вышиванка с орнаментом "Ромбы"

Старинный рушник с узором Розы - www.tambour.ru

Старинный рушник с узором "Розы"

... вышиванки и рушники

© Все права сохранены. Любое копирование материалов - только с однозначного разрешения www.Tambour.ru